пятница, октября 10, 2008

Далянь - жемчужина Бохайского залива

Звучное имя Порт Артур - вспомнится почти каждому школьнику, кто-то вспомнит русско-японскую войну, другие может быть вспомнят что когда-то город был Русским, а может что-то еще придет на ум. Отрывочные воспоминания из школьного учебника были и у нас, когда мы отправились в Китай, чтобы увидеть своими глазами исторические места - Порт Артур и город Дальний.
По прибытию во Владивосток, мы уже на следующий день договорились о поездке в Китай, правда в связи с недавнем проведением олимпийский игр в Пекине и огромным наплывом туристов, нас отговорили от индивидуального тура (по причине нехватки времени для оформления визы) и мы решились ехать с группой. За 8 дней нам обещали насыщенную культурно-развлекательную программу, море, солнце, тенистые парки, скверы и конечно же посещение Порт-Артура, куда мы так стремились попасть.
Итак 13 сентября, суббота. Вылетаем из Владивостока самолетом Китайской авиакомпании «China Southern» в г. Харбин. Продолжительность полета всего 1 час. Около 20 часов вечера мы приземлились в аэропорту города Харбин. Проходим таможенный досмотр и едем в город, на железнодорожный вокзал откуда мы должны выехать ночным поездом в г. Далянь. Наш руководитель, как пионервожатая пересчитывает нашу компанию каждые 30 минут и более того, как практикуют подобные руководители, забирает у всех паспорта, для сохранности.
Железнодорожный вокзал в Харбине - это тысячи любопытствующих и разношатающихся китайцев и бесконечно томящие нос запахи человеческой жизни.. По приезду узнаем, что запланированного ужина не будет, но всем куплены гамбургеры, а до отхода поезда 2 часа. Долго убиваем время в зале ожидания, разглядывая витрины и автоматы (ведь деньги поменять еще не успели), но наконец объявлена посадка в поезд.
14 сентября, воскресение. 8 утра, пребываем в Далянь. Город был основан в 1898 году русскими на арендованной у Китая территории (на месте китайского рыбацкого поселка). На сегодняшний день население города составляет 6 млн. человек. Первый день мы решили провести с нашим коллективом, чтобы немного сориентировался в городских масштабах и достопримечательностях. Забросив вещи в гостиницу нас первым делом повезли в Парк Труда (хотя по расписанию значилась обзорная экскурсия, на которую мы очень надеялись, чтобы сориентироваться в местности). На территории Парка Труда, который расположен в центральной части города, есть несколько развлечений - это аттракционы, колесо обозрения и подъем на смотровую башню, да и еще обязательно спуск (после посещения смотровой башни) по железному желобу от которого, как нам сказали мы можем получить самые невероятные ощущения..

Наша группа
Игорь
вид на город со смотровой плащадки
"потрясающий" спуск по желобу, скорость 2 км/ч. из-за постоянно тормозящих впереди девиц
аттракцион в парке Труда
В этот день в городе был какой-то праздник, по случаю чего в центре парка проходили выступления народных ансамблей. Танцевали бабушки, одетые в такие яркие наряды.
В общем и целом по Парку мы гуляли около 3-х часов, хотя можно было его быстро обойти за 15 минут или лучше вообще не заглядывать (нам же постоянно приходилось ждать кого-то из группы, народ активно осаждал аттракционы). Погода стояла жаркая и ужасно хотелось принять душ, переодеться, перекусить - вообщем восполнить все человеческие потребности, но впереди нас еще ждал зоопарк!
утомленная солнцем Маша и голодные жирафы
В Даляне достаточно большой зоопарк, на территории есть сафари и всевозможные развлечения к примеру, шоу слонов, но в этот день 5 км. прогулки по парку для нас стали критической точкой, т.к. уже очень хотелось спрятаться от солнца и наконец заселиться в наш номер в гостинице (ведь мы только успели завезти туда вещи) и почувствовать, что ты по настоящему на отдыхе, а не в забеге на короткие дистанции.
В итоге мы все же договорились с нашей неутомимой переводчицей, что нас встретят и поселят в гостинице, поймали такси и поехали приходить в себя...
После ужина гуляем по городу. Музыкальная площадь
Русская улица в Даляне

15 сентября. На следующий день мы решили осмотреть город самостоятельно. И для начала отправились по предложенному тур. компанией списку на "Русскую улицу", т.к. она находила в 10 минут ходьбы от нашей гостинице. Возьму на себя смелость отговорить любого желающего от посещения подобных мест (есть еще и Японская улица), т.к. пустая трата сил и времени, особенно в жаркое время. Кроме нескольких киосков с едой (которые и так расположены по всему городу) абсолютно ничего нет интересного и приятного любопытствующему глазу. После мы отправились на поиски магазинов.
Это место с композицией "рыбы" находится в оживленном торговом районе. Правда гуляние по двум расположенным рядом гипермаркетам не обременило нас какими-либо покупками, потому как покупать или нечего, или дорого. В целом, что касается покупок, то это была первая в моей жизни поездка в Китай (а эта была 7 поездка), когда я практически ничего не купила, хотя оч. хотелось и много чего планировалось. Добрые люди еще перед поездкой предупредили меня об этом, что купить что-либо хорошее сложно, но я не поверила. И все оказалось правдой, а может я стала такой привередливой в вещах?! Но то, что цены относительно (московских) высокие на хорошие вещи- это факт. Конечно мы не вернулись с пустыми руками, умудрились купить несколько пар носков и пару сумок, но все это приобрели на обратном пути в Харбине, а это уже другая история. Сделав соответствующие выводы, мы решили посвятить оставшееся время отдыху на море, а именно тем обещанным более 900 км протяженностью пляжам. По совету нашей переводчицы мы отправились на Правительственный пляж, как нам сказали самое приличное место для купания в пределах города и всего 20 минут на такси от нашей гостиницы.
Правительственный пляж

К пляжу ведет небольшой парк, очень , как нам показалось, ухоженный и симпатичный. Ланшафд приятно оформлен цветами и разными зелеными насаждениями. Есть гольф клуб. И мы уже стали предвкушать как сейчас занырнем в Желтое море. Но подойдя к берегу мы вместо множества купающихся, к чему погода очень располагала, увидели множество рыбаков с длинными удочками рассредоточенными вдоль всего пляжа. В промежутках между рыбаками места занимали группы свадебных фотосессий, которых тоже было преогромное множество. Вот так проходит свадебная фотосессия в романтичном городе Даляне, на берегу Желтого моря. Жених с невестой, готовые на любые подвиги и фотограф со своими помощниками.
Или вот такая композиция, молодожены счастливы и потому пытаются что-то там пить из пусты0х зеленых бутылок.

Обойдя весь пляж мы нашли свободную лазейку, где удалось войти в море, чтобы не попасться на крючок. Рядом с нами плавали такие же, как и мы заблудшие сюда русские и еще несколько китайцев в купальных костюмах и шапочках и надо отметить, что были в восторге, как дети, в отличие от наших консервативных взглядов. Наша переводчица рассказывала, что китайцы не очень приучены к купанию в море. Море для них в первую очередь служит для добычи пищи и во вторую уже для проведения отдыха. Большенство приезжают на пляж только поесть или, к примеру, поиграть в карты в компании друзей. Но залезать в воду мало кто отваживается.
После купания мы прокатились на моторной лодке, чтобы посмотреть окружающие пляж рельефы, а они действительно были очень симпатичны.
я и мореПосетив Японскую улицу, а выглядит она примерно так же, но без проезжей части, мы идем в центр города.

Японская улица, как оказалось - это несколько в ряд стоящих пустых коттеджей, предназначенных скорее всего для продажи. Кругом небыло ни души, но может здесь в будни веселее?!
Итак прошло еще два дня, на пляж мы решили больше не ездить, накупались. Парки и все главные улицы города были исхожены вдоль и поперек. Мы ждали поездку в Порт-Артур, но она относилась к дополнительным экскурсиям, по желанию, а народ из нашей группы все не мог накататься на аттракционах и поэтому поездку все время переносили. А мы продолжали гулять по городу. Возможно я слишком дотошно акцентирую внимание на некоторых туристических мелочах, но это только в целях рекламы нашей туристической компании.. Если кто-нибудь вдруг захочет повторить наш путь и воспользоваться услугами компании "Приморье":)
Немного подведя черту хочу отметить, что нас порадовали открытые здесь европейские супермаркеты Wallmart и Carrefour, а еще европейские кофейни и в целом, показалось, что Далянь, самый крупный порт Китая, развивается очень динамично и очень ориентирован на западный образ жизни. Инвестиции в город однозначно приходят и немалые, строятся новомодные коттеджные поселки, люди ездят на хороших дорогих машинах, хотя в центре немало и бедных районов, настоящих гетто, где люди живут в сараях и ветхих постройках, но тут же все это затмевают высоченные небоскребы и европейски магазины.
19 сентября. Пятница. Мы едем в Порт-Артур! Экскурсия наша включала посещение Русского кладбища в Порт-Артуре, посещение исторического места сражения в руссо-японской войне, обзорную поездку по городу и посещение Буддийского храма на обратном пути. Хоть Порт-Артур и входит в состав города Далянь, ехать до него оказалось около часа. Из истории мы узнали, что город возник на месте рыбацкого поселка Люйшунь, в 1880 году. А свое название он получил в связи с тем, что в 1860 году в здешней гавани стоял на ремонте корабль английского лейтенанта Уильяма Артура. Его имя здесь и прижилось. Хотя для китайцев осталось Люйшунем. Сначало военно-морскую базу начало строить китайское правительство, однако в 1894 году этот район захватила Япония и база была разрушена. Далее известно, что под давлением России, Германии и Франции Японии пришлось отдать захваченный залив Китаю. К этому времени Германия уже владела одним из китайских портов (Циндао) и Россия тоже стала принимать решительные действия для размещении своей морской базы на территории Китая под предлогом зашиты от Японии. Кончно китайцы мало верили этим безкорыстным побуждениям, но после продолжительных переговоров и "крупных взяток тамошним сановникам" было подписано соглашение (1898 год) о передаче Порт-Артура и Даляня в арендное пользование и о строительстве Южно-Маньжурской железной дороги. в 1901-1903 г. шло строительство военно-морской базы. В это время здесь проживало 42 тыс. жителей - из них 17 тыс. русских.
В 1904 году, Япония без объявления войны напала на Порт-Артур. Крепость была сдана японцам на 329-й день после начала войны. И в США в Портсмурте был подписан Портсмутский мирный договор, 1905 год. (подробнее о договоре и требованиях Японии любопытно почитать здесь). Но вернусь к нашей экскурсии на русское кладбище: Русское кладбище занимает около 48 тыс. кв. м., раньше оно было небольшим царским кладбищем, а с 1945 года, после вступлении Советской Армии, оно расширилось и является единственным в своем роде на всей территории Китая. Здесь похоронено около 15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона. Вырезка из брошюры о кладбище, составленной на русском языке: "Надмогильные памятники на кладбище в разнообразной форме сгущены глубоким сильным стилем русской архитектуры и изящным искусством высекания". Видимо об этом:
могилы русским солдатам
К сожалению большенство могил находятся в таком заброшенном состоянии, точнее везде , где не проложены тропинки для туристов, пройти не возможно, соотвественно и к могилам практически не подойти. Сотрудник кладбища рассказал, что русское консульство не выделяет денежных средств на поддержание Русского кладбища. Территория поддерживается за счет местных энтузиастов, увлеченных сохранением истории.
Памятник Советской Армии
Памятник павшим героям
«Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»

После посещения кладбища нас привезли на одну из боевых точек первой русско-японской войны. Высота 203. С этой горы должен был открываться прекрасный вид на весь Порт-Артур, но к сожалению, в этот день был туман с видимостью не более 100 метров. А город был расположен от нас на расстоянии 4-5 км.
Этот памятник был установлен Японцами в честь победы над русскими в первой русско-японской войне. Надо отметить, что нелюбовь между японцами и китайцами продолжается до сих пор и на этом месте (одна из главных боевых точек военных сражений, 203 высота) не раз, как нам говорили, уже в мирное время, то китайцы, то японцы высказывали свои недоброжелательные эмоции друг другу. Туристов из Японии здесь бывает много, чувствуется, что для них это одно из мест их военной славы.
Пушки на высоте 203.
карта боевых действий.
Вернусь к истории Порт-Артура. После подписания Портсмутского договора Япония получила арендные права на несколько лет (до 1923 года). Но после окончания договора территория всего Ляодунского полуострова так и осталась оккупированной Японией. Пока десанты Советскиех войск в 1945 году не освободили город от японских военных формирований, а на тот момент союзников фашистской Германии. На Русском кладбище мы видели много могил с надписью "Вечная память сталинским соколам" - освободителям Порт-Артура.
Дальше по советско-китайскому договору (1945 г.) Порт-Артур был передан Китаем Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы, для совместного пользования. С тех порт, как нам рассказали, местные китайцы с огромной благодарностью относится к советским людям. Многие правда не подозревают, что СССР уже распался и все равно русского называют советским человеком.
И еще одно важной вехой в истории Порт-Артура было соглашение с Китаем об окончательном выводе советских войск в 1950 году. Надо еще вспомнить, что с 1946 гг. в Китае продолжались ожесточенные гражданские войны между прокоммунистическим "народно-демократическим" движением и чанкайшистским правительством, но коммунизм победил! 1 октября 1949 года состоялось торжественное провозглашение Китайской Народной Республики со столицей в Пекине.
Окончательный вывод советских войск был завершен к 1955 году. Все капитальные сооружения и большая часть техники переданы КНР.

После высоты 203, нас провезли по самому городу. На сегодняшний день Порт-Артур является закрытым городом для иностранцев, однако гражданам России и Японии открыт доступ к некоторым мемориальным сооружениям. Разговоры об открытие города уже давно поднимаются в правительстве, но когда город откроют пока не известно. Из окна автобуса мы увидели очень симпатичный, ухоженный, цветущий город и еще железнодорожный вокзал, построенный в "русском" стиле в 1901—03 гг. Хотя больше похоже, что его пытались восстановить в русском стиле, но получилось слишком по-китайски.
Наша экскурсия уже длилась около 5 часов, мы немного устали, но остались очень довольны всем увиденным.
Возвращаемся в Далянь, а по дороге заезжаем в Буддийский храм.

Храм расположен в очень живописном месте, в долине где растут яблоневые сады. Все очень ухожено, красиво и спокойно.
Карпы и черепахи
На обратном пути мы остановились их покормить (для чего нам заранее сказали захватить с собой печенье). Я захватила кг и отвела душу:) Очень люблю кормить живых существ. Кроме рыб в водоеме активно размножаются черепахи и печенью они были не менее рады, чем рыбы, но оказывались менее поворотливые.

Последний день в Даляне, мы гуляли по городу и продолжали приятно удивляться китайскому укладу жизни:
и забавным трехколесным машинам
а еще уличной еде, это центральная пешеходная улица где за юань (около 7 руб) можно съесть все что угодно - от ракушки до ящерицы, главное все свежее, с пылу, с жару! Если запахи не пугают, то здесь можно съеть любое мало-мальски живое существо, которое раньше бегало, прыгало или ползало.
Вечером того же дня мы выезжаем на поезде в Харбин!
Харбин, Софийская площадь, утро
Софийский собор

В Харбине мы провели почти день, с утра позавтракали в гостинице, а потом пробежались по давно известным торговым местам и не ошиблись. В итоге у меня две новые сумки. И еще я хотела бы рассказать, про один инцендент, может кому пригодится. Так получилось, что нам немного не хватило юаней и понадобилось обменять некоторую сумму, но в гостинице менялы нам предложили слишком низкий курс, а на ресепшене сказали, что других вариантов нет, т.к. у нас с собой небыло паспортов (мы сдали их руководителю). Но мы все таки решили доехать до China Bank, отстояли небольшую очередь, и нам обменяли требуемую сумму по нормальному курсу, по паспортным данным, которые я написала на простой бумажке. Конечно, я жестами показала (английский и там не понимают), что мне оч.оч. нужно и мне любезно пошли на встречу:)
Около трех часов мы отправились в аэропорт и уже в 8 вечера приземлились в городе Владивостоке с массой впечатлений, главные из которых были посвящены Порт-Артуру.

Русский плакат начала русско-японской войны Посидим у моря, подождем погоды. Дозволено цензурою. Москва, 28-го февраля 1904 г. Джон Буль (Англия) и Дядя Сэм (США) толкают японского микадо на войну с Россией. Порт-Артур обороняет забайкальский казак, зажав под мышкой крепостное орудие.
Посидим у моря, подождем погоды!
Вишь, - какие страшные уроды
виднеются из-за японской спины;
Должно-быть, это - его опекуны?..
Заморские покровители!..
Покурить, господа, не хотите-ли -
нашей русской махорочки,
что виднеется на горочке!..
А это - тебе, Японец, игрушка -
наша Российская пушка!..
Ну, скорей - чтоль начинай,
к нам на сушу вылезай!
Сойдемся, - брат, по чести;
а все-таки я посижу на этом месте!
Докажу желтолицым врагам,
что Бог на помощь нам!..
Заступником!!!

вторник, октября 07, 2008

Приморское побережье

После насыщенной поездки в Альпы, мы уже и не планировали куда-либо выбираться в этом году. Лето провели в городе, хотя как такового лета и не было, лишь несколько теплых дней, а тепла и солнца еще очень хотелось. Долго обдумывали и не решались, стоит или нет куда-либо ехать, но все же к концу августа мы собрались - во Владивосток! Прошло два года с нашей последней поездки в Приморье, с тех пор в памяти нашей прочно залегли воспоминания о японском пиве и медведках, о Витязе и трепангах и еще множество ярких моментов, которые очень хотелось воскресить. В программе наметили в обязательном порядке посетить острова Рикорда и Рейнеке, Витязь, доехать до Триозерья, а также съездить в Китай. Иными словами вдоволь накупаться, набраться солнечного тепла и получить массу новых впечатлений.

26 августа, среда. В день, когда мы улетали из Москвы термометр показывал +13, а во Владивостоке в это время было + 26 и разгар купального сезона, да и все последующие дни погода была сказочная, - солнце, солнце и только солнце.

На следующий день мы уже купались в Японском море и пили японское пиво
30 августа, суббота. Мы плывем на остров Русский. С утра собираемся на причале в бухте Улисс.

Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее Владивостока (наименьшее расстояние между городом и островом - 600 метрам). Длина острова — около 18 км, ширина — около 13 км. Население — 5,2 тысяч человек. Название острову дал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьёв-Амурский, в честь России и ее народа, представители которого занимались исследованием Дальнего Востока.

В 1859 году в России была издана первая карта, на которой впервые был показан Русский остров. С 1899 по 1914, в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство Владивостокской крепости. В связи с этим на Русском даже появилась железная дорога, которая обеспечивала доставку грузов к местам строительства. В 1913—1914 годах здесь проходил службу герой японской войны генерал Корнилов, пребывая в ссылке. Здесь же располагался знаменитый на всю страну дисциплинарный батальон. В советское времена остров долгое время имел статус закрытой территории, здесь располагалось множество воинских частей и знаменитые укрепления Владивостокской крепости (Ворошиловская батарея). В 1993 г. об острове вновь заговорили в связи с тем, что в частях Тихоокеанского флота от голода умерли четверо военнослужащих срочной службы. С проверками на Русском побывали и министр обороны Грачёв, и главком ВМФ Феликс Громов. Расследование проводилось до 1998 года.
В 2006 году Правительство РФ одобрило строительство моста от Владивостока до острова Русский. Нам посчастливилось увидеть, что мост действительно строится - забиты первые 4 сваи и это вторая половина 2008 года.

Ждем пока все наша команда соберется.
Семен и Григорий
я с братом, изучаю предстоящий путь
Семен
Наконец, отплываем
Антонпосле небольшой инструкции Игорь встал за штурвал

Остановились на банке близ бухты Воевода
насобирали мидий для наживки В предчувствии рыбы
После рыбалки мы высадились на берег в бухте Воевода и начали готовить плов

Григорий собрал цветы чеснока
побережье усыпано ракушками, которые мы после видели на китайском рынке (в Даляне), 20 юаней за кило;)
На сковородке наш небольшой улов
Солнце на закате и мы возвращаемся домой сытые, загорелые и довольные Солнечный залив Петра Великого
2 сентября, вторник. Пару дней мы готовились к новому путешествию, закупали продукты и собирали вещи и наконец снова отправились в путь. В планах 3 дня провести на острове Рикорда, а затем переправиться на остров Рейнеке и постоять там еще 3-4 дня, если с погодой повезет.
Остров Рикорда расположен в 32 км к югу от Владивостока. Назван в честь адмирала русского флота П.И.Рикорда. Остров небольшой, всего около 5 км². Он необитаемый, постоянного населения на острове нет, но каждое лето здесь обосновываются 2-3 базы отдыха - палаточные городки.
Мы понадеялись, что основной сезон наплыва туристов на острове уже спал, и отправились в путь.
Выплываем из туманного города на яхте "Львиное сердце"
На заднем фоне парусник "Надежда"
(учебное судно Дальневосточного морского университета)
Приятное дополнение - китайское пиво Циндаолоция залива Петра Великого
Большую часть времени шли с мотором, т.к. был полный штиль, скорость примерно 5-7 км. в час. До острова Рикорда мы добрались примерно за 4 с половиной часа.
В пути нам посчастливилось раздобыть гребешок, правда нырять за ним пришлось на глубину 10-13 метров, но он того стоил. Подплывем к островам Пахтусова.
Острова Пахтусова состоят из 3 небольших островов и нескольких скал. Все островки соединены между собой подводной каменистой грядой. В тридцатые годы прошлого столетия на островах был женский лагерь. Здесь жили и работали монахини, которых этапировали из районов средней России для работы в «рыбацкой» зоне. До сих пор на узком перешейке между двумя частями самого большого острова, видны остатки ям под чаны для засолки рыбы.

Вид на острова Пахтусова с острова Рикорда

Остров Рикорда. Так выглядит остров из космоса
Палатку мы поставили на песчаном пляже в бухте Восточная, рядом с красными скалами и все 3 дня стояли в бухте одни, хотя каждый день пляж заполнялся туристами из палаточного городка, расположенного с другой стороны острова. Три дня пролетели как один, стояла жара (+32) и мы купались каждый час, чтобы не сгореть. Место это нам очень понравилось, хотя мы по уши были в песке. Из приятных открытий - Игорь нашел лимонник, правда ягоды еще были не зрелые, но с характерным для китайского лимонника ароматом.

Красные скалы
маки
5 сентября, пятница. В первый же день по прибытию на остров Рикорда мы договорились с одним из администраторов палаточного лагеря, чтобы нас перевезли на соседний остров, т.к. они располагали моторной лодкой. Итак в пятницу с утра мы собрали вещи и на моторке всего за 20 минут были переправлены на остров Рейнеке.

Остров Рейнеке расположен в 25 км к югу от Владивостока. Площадь острова 4,6 км². Население, около 30 человек, проживает в единственном поселке. Два раза в неделю сюда ходит катер из города, поэтому остров хорошо освоен туристами, или как пишут в местной прессе является объектом летней колонизации туристов. Когда-то в поселке был рыбокомбинат, после его закрытия на острове располагалась воинская часть , которая занималась учебными бомбежками по затонувшим кораблям, транспортированным к берегам острова. На сегодняшний день все военные здания пустеют медленно разрушаясь. В поселке большая часть населения дачники, на зиму в поселке остается не более 5-6 человек. На острове есть электричество, водокачка и два продуктовых ларька. Вид острова и обозначение места, где мы стояли здесь.

На Рейнеке мы остановились в месте, которое нам посоветовал мой брат, оно расположено в небольшой скалистой бухте, чтобы до туда добраться надо пройти траверсом небольшой скалистый участок. В бухте мы оказались не одни, недалеко стояло еще три палатки, но мы их практически не видели, благодаря естественному ограждению.

Наша палатка и небольшой кусочек пляжа, который принадлежал только нам. Слева пляж упирается в скалы, пути нет, так что мы прибывали тишине и покое от других отдыхающих. За моей спиной скалы которые каждый раз приходилось проходить траверсом, чтобы попасть в нашу бухту.

Идем смотреть на затопленный корабль, который был сюда транспортирован для учебных бомбежек. По побережью разбросаны ржавые куски корабля разлетавшиеся от снарядов. До самого корабля прохода нет, точнее можно добраться, но только по отвесным скалам. Мы же решили эту часть пути преодолеть вплавь.

Сам корабль находится в плачевном состоянии, говорят, что совсем разваливается и не рекомендуют на него забираться. Игорь осмотрел его под водой с маской.

А я в это время загорала на горячих камнях

возвращаемся на берег
Закат
На заднем плане скалы за которыми находится наша бухта. А ниже вид на эти же скалы, только уже со стороны бухты, в которой мы стояли
На острове Рейнеке мы прожили 3 дня, погода стояла замечательная. Игорь каждый день доставал мидий из который мы готовили плов или просто запекали их на костре. Время провели замечательно.

Фотография этой же бухты но 2-мя неделями ранее, когда там стояли Антон и Маши с детьми. Море было очень неспокойное. Во время тайфуна большую часть бухты затапливали волны, а палатку приходилось переносить и устанавливать прямо на скале.

8 сентября, понедельник. Мы вернулись в город, весь день наводили порядок, стирали вещи, чтобы на следующий день снова отправиться в путь.
9 сентября, вторник. С утра мы выехали на машине из Владивостока в сторону поселка Витязь.Самая большая достопримечательность этого места - Дальневосточный морской заповедник (основан в 1978 году). - чистые бухты, живописные берега покрытие могильной сосной и многообразие подводного мира. По берегам морского заповедника расставлены таблички запрещающие проход и проезд, но туристы все равно не упускают случая погулять по побережьям и искупаться в чистых бухтах Астафьева, Спасения, Теляковского и пр.
карта морского заповедник
Из Владивостока неспеша мы доехали за 3 с половиной часа до бухты Витязь, где расположен одноименный поселок и остановились на одной из баз отдыха, которые здесь открыты почти круглогодично.
10 сентября, среда. На следующий день погода с самого утра не заладилась, весь день было пасмурно, туманно и местами моросил дождик. Но это не помешало нам отправиться гулять по уже полюбившимся заповедным местам (мы отдыхали здесь два года назад).

Вид на бухту Теляковского, остров "Разбитого сердца".
бухта СпасенияЧтобы попасть на острова в бухте Спасения нам пришло переходить небольшой участок вброд, вода была по пояс, поэтому я немного мокрая
идем в песчаную бухту Астафьева

шел небольшой дождь, поэтому на пляже мы оказались одни Спустя два дня мы отправились на другой участок морского заповедника (всего их три - на острове Попова, в архипелаге Римского-Корсакова (рядом с Витязем) и в заливе Посьета + остров Фуругульма). Залив Посьета относится к Хасанскому району, недалеко проходит граница с Северной Кореей и Китаем. Еще только собираясь в наше путешествие, мы думали и планировали варианты как попасть в этот уголок, особенно на остров Фуругельма. Но до возвращения в город оставалось все два дня (на руках были билеты в Китай), а дорога и местность (проходимость) были неизведаны. Вообщем поездка в этот заповедник, а именно на мыс Островок Фальшивый, где нас ждали - получилась немного авантюрной. Дело в том, что до мыса Островка Фальшивый, где расположен кардон заповедника, дорога шла по болотам и еще 15 км предстояло проехать по косе (песчаному пляжу) - но нам об этом еще только предстояло узнать.
11 сентября, четверг. С самого утра собираем вещи и отправляемся с базы в поселке Витязь, в сторону поселка Краскино. Там мы по предварительному плану должны встретится с группой туристов, которые тоже едут в заповедник, но по туристической путевке. Размещаются они обычно в заповеднике на самом кардоне, а добираются до туда из Славянки на такси. Ждать туристов нам пришлось около 2-х часов, за это время мы успели обойти все небольшое Краскино, но ярких воспоминаний о нем не осталось. Спустя некоторое время мы встретились с представителями заповедника (начальником участка и экскурсоводом) и двумя машинами, набитыми туристами. Самое интересное нас еще ждало впереди. После Хасана дорога стала едва проходимой, но т.к. предыдущие дни было солнечно, она была почти сухая, то есть уже повезло - только бугры, да ухабы через каждый метр. Нас очень выручил всепроходимый прадик, а вот таксисты на делике и ипсуне, везущие туристов через 10 минут стали все покрывать тяжелыми словами и на пол дороги вообще отказались везти кого-либо дальше. Конечно группа отчаявшихся туристов (около 12 человек + дети, собаки, продукты, сумки) бросились хором к нашей машине. Готовы были ехать на крыше, возмущались и топали ногой, но для нас самих это все было неожиданностью, ведь мы согласились пересечься с этими машинами только чтобы узнать дорогу до Фальшивого. В итоге у нас едва разместилась половина всех сумок и продуктов, а всех туристов уговорили мужественно дойти до кардона пешком (около 5 часов пути:), с экскурсоводом, представителем заповедника. После всей этой кутерьмы мы наконец добрались до мыса, было около 3-4 часов, поездка оказалась эмоциональной и насыщенной, но мы были очень рады знакомству с новыми местами!

указатель в пос. Краскино, до пос. Хасан 46 км, и оттуда до мыса Островок Фальшивый еще около 25 км.карта южного участка морского заповедника

Красной линией нарисован путь которым мы добирались от Хасана до кардона на мыс Фальшивый. 10 км. вдоль пограничной полосы и еще около 15 км по косе. Так эти края выглядит из космоса, указатель стоит в точке расположения мыса Островок Фальшивый. Название Островок Фальшивый возникло в связи с тем, что во время штормов косу (ширина ее вариируется до 200 метров), соединяющую мыс-остров с континентальной частью заливает волнами и мыс становится настоящим островом, в спокойное время этот мыс (другое название скала Бутакова) - просто часть суши.
гора Голубиный Утес

вид на бухту Сивучья
морские ежи, в Китае их икра продается в банках, в любом супермаркете (в г. Далянь), но стоит не дешево, т.к. ценный продукт.морские звезды
огромные мидии

12 сентября, пятница. С утра встаем как можно раньше, чтобы обойти скалу Бутакова и несколько раз искупаться (возможно уже в последний раз, ведь это самый южный берег, а море и тут уже стало прохладнее), а после обеда мы запланировали выехать в сторону Владивостока.
Часть скалы мы обошли, хотя дальше прохода небыло и мы решили забраться на скалу, почти по отвесному подъему. Почему я это вспоминаю, просто сердце так выпрыгивало из груди, когда достигнув пол пути по сыплющимся откосам я поняла, что обратной дороги нет, только ласточкой слететь с обрыва. Выше уже просто ползли, как можно ближе прижимаясь к земле, но все же это было не напрасно, перед нами открылся прекрасный вид: вид на песчаную косу, по которой мы приехаливид со скалы Бутакова (мыс Островок Фальшивый), слева в далеке виднеется остров Веры.

Вернувшись на кардон, мы собрали вещи, палатку и отправились во Владивосток. Выехав около 5 вечера, мы добрались до города около 11 часов. А на следующий день снова в путь, в китайский город Далянь, но эта история будет в следующей главе.

20 сентября, суббота. Вечер, в аэропорту нас, насытившихся Китаем, встретили Антон с Машей, за что им еще раз огромная благодарность. На следующий день мы снова оказались в аэропорту, провожали Антона с Семеном в Москву, в командировку.

23 сентября, вторник. Мы снова отправляемся в путь. В планах заехать в Находку (Игорь впервые, а я просто предаться воспоминаниям об этом замечательном зеленом городе), а потом на два дня остановиться в бухте Триозерье. Здесь мы оба впервые. Взяла справку с сайта Шамара-инфо:

Побережье бухты Триозерья – экологически чистое и удивительно красивое место. Лазурная вода и белый песок напоминают картинки с острова Баунти. Бухта Триозерье считается особо престижной. По мнению экспертов, она входит в число лучших пляжей Приморья. Именно здесь самая чистая морская вода и одни из чистейших песчаных пляжей. Рядом с Триозерьем есть уединенные бухточки с песчаным пляжем и гранитными скалами, идеальны для любителей романтического отдыха.

Ну как туда можно не поехать?!!:)
Дорога до бухты (от последнего населенного пункта, пос. Врангель - 11 км) была по сравнению со всеми предыдущими (на Витязь и до мыса Фальшивого) - просто отличной, тем более несколько раз за лето там проходит грейдер. Нас удивило, что на протяжении тех самых, последних 11 км, небыло ни одной вывески, а по дороге нам встретилось около 4-5 развилок. Причем мы ни одни чесали репу на этих развилках, ни раз видели таких же колеблющихся в выборе направления. И все таки мы добрались.
Вся бухта поделена на три (может и 4) базы и несколько частных секторов. Возможно, это не удивительно, но в это время, мы оказались одни во всей бухте. Сезон туристов окончен. Базы уже пустели, но цену продолжают держать приличную (несмотря на то, что одно лишь эхо ходило по пляжу). Мы поселились в симпатичном корпусе и побрели осматривать окрестности.

море к этому времени было уже очень холодное (+14), поэтому оставалось лишь любоваться этой красотой
наш корпус, на переднем плане места для палаток
вид на бухту Триозерье
поднимаемся на скалу
вокруг скалы растут кедры и мы набрали с собой немного шишек
приготовление ужина
закат
25 сентября, четверг. Пора возвращаться домой. Завтра мы уже должны вылететь в Москву. Обратно во Владивосток мы возвращались другой дорогой, через Золотую Долину и Партизанский перевал. Дорога была очень живописная. И я вновь и вновь убедилась, что наш приморский край неповторим и удивителен по своей красоте и природному богатству, и вернуться сюда хочется еще не один раз... Буду рада, если и для Вас этот край стал хоть на чуточку ближе и прекрасней!