воскресенье, октября 14, 2007

Хорватия, остров Ластово

Ластовоназвание острова в южной части Хорватии, возле далматинского побережья, а также расположенного на нем одноименного города. Остров Ластово окружен 46 небольшими островами, совместно с главным островом составляющими «архипелаг Ластово». С одним из этих островков, островом Прежба (Prežba), на котором есть небольшая деревня, Ластово соединен мостом. Прочие острова архипелага необитаемы.
Площадь острова — 46 км². Население — 835 человек (2001). Самое большое поселение на острове — г. Ластово (451 человек). О. Ластово довольно сильно удален от берега и от других островов по сравнению с другими островами архипелага. Ближайший остров Корчула находится в 13 км к северу. Остров связан регулярными паромными переправами с континентальным городом Сплит, а также с островами Хвар и Корчула.
В силу своей удаленности от берега и небольших размеров о. Ластово пользуется меньшим вниманием туристов, чем другие острова Адриатики. Хотя именно из-за своей удаленности на острове появились и успеяшно дожили до наших дней оригинальные обычаи и фольклорные представления.
Из истории острова:
Остров был заселен с эпохи неолита, как показали раскопки в пещере Рача на юго-востоке острова. В IV веке до н. э. греками на острове была основана колония, зависимая от Сиракуз. В III веке до н. э. Ластово вместе со всей Иллирией перешел под контроль Рима.
В
VIII веке на остров, как и на остальное далматинское побережье, пришли славянские племена. В 998 г. венецианцы разорили Ластово в ходе своих морских операций против далматинских пиратов. В 1252 г. остров вошел в состав Дубровникской республики, в составе которой получил автономию. В отличие от большинства далматинских островов, которые в 1420 г. перешли под контроль венецианцев, Ластово оставался в составе Дубровникской республики вплоть до ее падения в XIX веке, за исключением короткого периода 16021606 г., когда на острове вспыхнуло восстание против ограничения Дубровником островной автономии, и восставшие призвали на помощь венецианцев.
Удаленность острова и малочисленность его населения сделали его мишенью для частых набегов пиратов, от которых остров сильно страдал, и которые продолжались вплоть до
XVIII века.
В
1806 г. наполеоновские войска заняли Дубровникскую республику и присоединили ее территорию, включая Ластово, к французской империи. По окончании наполеоновских войн в 1815 г. остров вместе с далматинским побережьем отошел Австрии.
В
19181921 г. остров оккупировали итальянцы, в составе Италии остров был вплоть до второй мировой войны. После ее окончания Ластово стало частью Югославии и его посещение иностранцами было запрещено. Запрет был снят лишь в 1989 г., за год до распада Югославии, после которого остров стал частью независимой Хорватии.

10 октября 2007
Сплит, 6 утра. Автобусный вокзал расположен рядом с морским терминалом. Сразу купили билет до Ластово на ближайший корабль. В 7,30 начало светать. Обошли всю старую часть города, позавтракали. Корабль отходит в 10.30 утра, но на причале нас стали отговаривали ехать, т.к. корабль в этот день идет не до Ластово, а только до Корчулы, до Vera Luka. (Хотя в кассах сказали, что он идет и билет выписали до Ластово), а до Ластово вроде как в этот день идет только катамаран в 14 часов. Стоимость билета 40 кн. на чел. Но мы настояли, что все равно поплывем и поехали до Корчулы. Корабль, точнее паром идет 3,5 часа.
Vera Luka - небольшой городок, тянется вдоль залива, живописно (Хотя на Ластово, как мы потом увидели намного живописнее). Мы пообедали в местом гриль-баре, обошли всю прибрежную часть города и вернулись на причал. В 16 часов подошел катамаран, следующий на Ластово. До Ластово он плывет 45 мин. А из Сплита получается всего 2.45 ч. Народу человек 10-15 и то, наверное, все местные жители, кроме 3 туристов. К сожалению, на катамаране нельзя выйти на палубу, поэтому мы остались без общих фотографий (через стекла плохо видно), а хотелось бы запечатлеть все от момента подплытия к первым малым островам.
Lastovo - очень живописный остров. Скалы по берегам сменяются зеленой растительностью, в основном соснами. Ластово называют самым зеленым островом. Деревья склоняют ветки к голубой воде. Вспомнилась подобная картина - могильные сосны в морском заповеднике на Витязе. Знакомая из Хорватии порекомендовала нам обратиться сразу на причале в агентство по сдаче апартаментов, расположенное рядом с туристическим агентством. Гостиница по ее словам стоит 80 евро/сутки (видимо это цена на летний период). Оба агентства оказались закрытыми, а девушка из расположенного рядом бара сказала, что они откроются только следующим летом. Из вариантов, где можно разместиться в это время осталась только гостиница в соседнем поселке, в 3-х км. Мы пошли в гостиницу. http://www.hotel-solitudo.com/project/home.aspx?lang=_en&
На будущее, при резервировании номера, с причала может забрать машина при гостинице. По дороге мы посмотрели часть деревни Ubli, которая расположена вдоль дороги на Pasadur (место, где расположена гостиница).

карта острова, расположена на причале

Большая часть снимков мы отсняли по дороге, пока было светло. В основном частный сектор, дома разного состояния, есть и откровенно заброшенные (может 2-3), кто-то не достроил. Некоторые дома, чувствуется, пустуют, т.к. вся жизнь, возможно, кипит только в летний период. Несколько домов были отреставрированы, с табличками АПАРТАМЕНТЫ, они как раз и предлагаются для туристов. Летом добираться до Ластово соответственно проще, каждый день ходит катамаран и паром не меньше 4 раз в неделю с утра и после обеда.
Заселились в гостиницу в 6-м часу вечера. Стоимость гостиницы 385 кн. / 53 евро за номер в сутки на этот период. Включая завтрак (ланч-бокс) + нас разбудили с утра и отвезли к причалу. Номера комфортные, душ и пр., но без телевизора. Есть балкон с видом на море. Номерной фонд в гостинице около 350-400 номеров. Нам показалось, что мы практически одни в гостинице (хотя возможно еще 10 номеров были заселены). Чтобы успеть добраться до г. Ластово из Pasadur (13 км), мы решили снять скутер, рядом с отелем несколько частных прокатов. Цены: 1 час - 60 кн., два часа – 90 кн., на день – 230 кн. Расплатились за два часа и поехали исследовать остров. Для аренды не требуют ни паспортов, ни залогов – очень удобно. Все та же хорошая асфальтовая дорога вела нас вдоль лесов и полей, а так же нескольких виноградников. Минут через 30 (т.к. делали несколько остановок по пути) мы добрались до Ластово. Старинный каменный город. Есть электричество, вода. Неожиданно то, что город оказался расположен в долине, а не у моря, причем с перепадами высот от 160 м до 120 м над уровнем моря. С горы он как бы углубляется в долину. После въезда в город (возможно, это уже центральная улица) идет развилка: одна дорога в сторону собора и прочих городских достопримечательностей, другая в сторону моря, в Lucica – это тоже небольшая часть Ластово, но расположена у самого моря. Дорога на спуск к морю – серпантин, около 700 м. Мы поехали в Lucica, но на первой же развилке, повернули правее и оказались на причале Sv.Mihajlo, в летнее время на причале видимо работает ресторан, здесь стоит домик, гриль. Небольшой каменный пляж, в 20 метров в ширину. К этому времени практически стемнело. На причале местные рыбаки что-то активно вылавливали. Игорь пошел купаться, вода была необычайно теплая. Рассказал, что заметил проплывающего мимо небольшого ската. Надо отметить, что везде в брошюрах про Ластово описывается богатство водного мира. При отеле работает дайвинговый центр. http://www.diving-paradise.net/prices-eng.htm
Через мин. 20 возвращаемся обратно в Ластово. В домах зажглись огни и если можно о чем-то судить, то окна горели не более чем в 40 % домов. Решили проехать до главного собора св. Косьмы и Дамиана, построенного в XIV веке (с тех пор он многократно перестраивался). Кроме собора в городе есть еще несколько старинных церквей. Кругом тишина и шум от нашего скутера, казалось, носится эхом по всему городу. Сам город небольшой, население около 450 чел., поэтому видимо на языке чаще крутится определение деревня. Доехав до окраины, поворачиваем обратно, для фотографирования, к сожалению уже очень темно. По дороге встретили еще несколько полуразрушенных домов. На участках растут гранаты и мандарины. Хотелось бы вернуться сюда еще раз при свете дня.
Через мин. 15 мы были уже в Ubli, зашли в местный магазинчик (возможно, он единственный, либо один работает до 20 ч., т.к. в гостинице нас даже спросили, где нам удалось купить продукты), и вернулись в гостиницу. Из возможных людей, у кого мы могли в этот час еще почерпнуть информацию об острове, остался администратор на ресепшене. Она любезно нам рассказала, что климат здесь зимой теплый, до +15С, и не сильно ветрено. Так же остров стороной обходят шторма и бури, которые часто случаются на средеземноморье. Природа (особенно водный мир) и, правда, богата, опять же нам прорекламировали дайвинговый центр. Разгар туристического сезона – это конечно лето. На острове проходят фестивали и фольклорные праздники. Единственная гостиница работает до сочельника (это где-то середина декабря) и вновь открывается в марте-апреле. На это время можно остановится в апартаментах. Есть информация, предложения по аренде апартаментов с координатами, так что, заранее списавшись, думаю можно расселиться и зимой. Без предварительных договоренностей думаю, будет сложнее. Также нам рассказали про то, что через год территория Ластово, как парковая зона будет под охраной WWF и возможно, здесь уже никто ничего строить не будет. Возможно, это и правильно, что не будет массовой застройки, т.к. на острове просто пленит ощущение тишины, немноголюдности и чистоты. Но самим бы нам очень бы хотелось иметь здесь, хоть небольшой домик с маленьким причалом. Хотя это только для отдыха, чем здесь можно заниматься пока не понятно, если строительство прикроют.
С 1945 до 1989 гг. на территории острова располагалась военно-морская база (когда Ластово, как и вся Хорватия были частью Югославии) и остров был закрыт. С момента открытия он не сильно заселялся приезжими, но бум начался где-то 4 года назад, здесь появились новые цены на жилье, потому что остров стал привлекать людей своей экологией, климатом и очертаниями. Как нам сказали, местные жители до сих пор удивляются тому, как сильно выросли цены.
На следующий день нас разбудили в 3.30 утра. В 4.00 мы в холе забрали свои ланч-боксы и уже в 4.15 были на причале. Обратный билет на катамаране до Сплита стоил 54 кн./2 чел. Устроившись поудобнее на катамаране мы сразу же уснули и проснулись уже в Сплите.

Вообщем место мы посетили достойное и интересное, хочется еще раз вернуться, чтобы поближе изучить.
Про Ластово я нашла пару интересных информационных ресурсов:
1. Самый большой Викпедия http://en.wikipedia.org/wiki/Lastovo Здесь история, культура, много разных ссылок на английском языке.
2. Сайт Ластово для туристов http://www.lastovo-tz.net/ на английском. Здесь много предложений по апартаментам, причем в разных частях острова, описание праздников, сообщения с островом и пр.пр.
Наш видеоотчет смотрите здесь!