День первый.
22 ч. Выезжаем из Москвы по Ленинградскому шоссе. Погода за последние дни стояла умопомрачительная +35 С. Ближе к Клину, к вечеру стало +21 С, можно хотя бы дышать. По дороге на выезде из города как обычно масса пробок по Ленинградскому шоссе . Решили перекусить в Макдоналдсе. Стоя в очереди поняли, что с утра еще ничего не ели, весь день были заняты сборами в путешествие. Первую ночевку запланировали на даче в окрестностях г. Клина. Заправляемся:
День второй.
24 августа
10 утра / 80 миль (1 миля – 1,6 км). Погода солнечная. Через 40 мин. мы были уже в г. Дмитрове. На выезде из города, перед поворотом на Ярославское шоссе заглянули в магазин «Лодки, Моторы», адрес ул. Профсоюзная д.72, купили мне сапоги 39 р. (немного большие, моего размера не было, но выручили они меня в последствии не один раз) и матрас Сoleman, надувной, 2х местный (тоже оказалось одной из лучших покупок, т.к. холодными северными ночами, не дал замерзнуть и очень смягчил нашу жизнь за время путешествия).
12 часов. Поворот на Ярославское шоссе. Есть указатель до г.Ярославля - 85 км. Настроение оптимистичное.
12.40 ч./180 миль г. Переславль-Залесский. Погуляли по валунам вокруг центрального ансамбля церквей. Искупались в р. Трубеж, вытекающей из Плещеева озера. Через час выезжаем из города, едем дальше на Север.
14.40 ч. /225 миль г. Ростов Великий, проезжаем.
15.20 ч. /256 миль г. Ярославль. На въезде в город наше внимание привлек торговый комплекс REAL. Купили 2 пластмассовые канистры для бензина по
17.20 ч. /265 миль. Выехали из г.Ярославля и движемся по направлению к г. Рыбинску. Но не по указателю, а дорогой через г. Тутаев. Из впечатлений - за городом начинается дорога без разметки, идет сильный ливень.
18.00 ч. /288 миль. г.Тутаев, входит в золотое кольцо. Из путеводителя: «шубы и полушубки из здешней романовской овчины считались одними из лучших на Руси. Согласно местной легенде, швейцарские овцы были выписаны по указанию Петра I, которого привлек «швейцарский ландшафт» окрестных мест, и до сих пор на окрестных холмах пасутся стада овец знаменитой романовской породы». Город маленький, раньше назывался более красивым именем, по названиям двух, раскинувшихся на берегах Волги деревень Романов-Борисоглебск.
Овец не видели. Симпатичным показался вид на церковь на противоположной стороне города, хотя до швейцарских ландшафтов местных окрестностям еще далеко. На выезде из города указатель - до Рыбинска
19.30 ч. Нашли место для ночлега близ пос. Песочное в
День третий.
25 августа
9.30 ч. /312 миль. Едем в г. Рыбинск. Через 20 мин. мы были уже в Рыбинске. В город ведет скромная дорожка без разметки. Не без труда (а в городе мы впервые) нашли центральный рынок, хотя заблудиться в городе практически не возможно. Купили мяса на шашлык и рыболовную сеть. Из достопримечательностей – внешне понравился морской вокзал, очень симпатичный. В городе проходили праздничные гуляния, несколько центральных дорог было перекрыто. Выехали около 11.20ч./
Заправились на
20.00 ч. Поужинали. Легли спать.
26 августа
10.00 ч. утра проснулись. Спать было очень комфортно, хотя ветер бушевал всю ночь. С утра погода пасмурная и продолжается все тот же сильный ветер, решили больше не устраивать плаваний по волнам, собрали вещи и поехали дальше на север.
11.00 ч./372 мили. В
Въезжаем в Пошехонский район. По дороге продают копченую рыбу.
12.10 ч./395 миль. г. Пошехонье, основан в 1777 году. К слову сказать, прозвище «пошехон», происходящее от названия города, встречается довольно часто и обозначает провинциала из глуши. Проезжаем небольшой провинциальный город, больше похожий на поселок за 5 минут. Есть заправка Славнефти. На выезде указатель до г. Рыбинска
12.40 ч./423 мили. Деревня Малафеево находится на границе с Вологодской областью. Несколько лежачих полицейских, так что незамеченной деревню не проедешь. Здесь же есть заправка СибНефти. Дорога в Вологодской обрасти поменялась с асфальтовой на бетонную с асфальтовыми заплатками.
13.20 ч./460 миль г.Череповец. Учрежден в
14.15 ч./ 465 миль. Выехали из г. Череповеца по дороге в сторону Вологды. Через
14.40 ч. Поворот на г. Кириллов. Есть указатель, до города
16.40 ч./525 миль. Выехали из г. Кириллова (в сторону Белозерска) по Белозерской улице в сторону села Вогнема (где расположена переправа через р.Шексна). На указателе до Белозерска
18.00 ч./546 миль. Вторая переправа работает с 8 утра до 20 ч. вечера, каждый час. В 18.02 появился паромщик и через 2 минуты мы были уже на другой стороне. Дорога грунтовая.
18.40 ч./559 миль. Остановись у Белого озера. Берега очень заболочены. Подходящих мест для стоянки не нашли. Через пару километров доехали до большого поселка - Липин Бор. Кругом красивый сосновый лес. Едем дальше до трассы - поворота на Вытегру (указатель до г.Вытегра -
19.20 ч./595 миль. Остановка у реки Индоманка. Есть место, но слишком близко к трассе + недалеко в лесу расположено кладбище, решили ехать дальше. Следующая остановка поворот на Куков родник (есть указатель). Правда, мы на него выехали окольными путями. После р.Индоманки в
Родник кто-то называет культовым местом, а кто-то священным, но из справки мы узнали следующее: «Куков родник (удаление во втором слове на о, от слова род), находится недалеко от границы Вашкинского района с Вытегорским, на дороге республиканского значения Вологда-Вытегра, в 2,5 –
В роднике и, правда, поблескивают многочисленные монетки. Остановку на ночлег мы решили сделать в 150 метрах от родника, в лесу. Небо было звездное, а ночь теплая.
День пятый.
27 августа.
11 ч. утра/600 миль. Проснулись около 10 часов, после завтрака, набрали в роднике воды и окунулись в нем. У источника есть оборудованная купель, вода очень холодная, руки, ноги сводит. Но ощущения потрясающие, как заново родился. Едем дальше.
В
12 ч./643 мили. Дорога поворачивает на грунтовую дорогу довольно низкого качества. Скорость более
12.30 ч./661 миля. г.Вытегра,
Проезжаем город без остановок, едем дальше на Медвежегорск. Сильный дождь продолжается, но дорога стала лучше, асфальт.
13.20 ч./697 миль. Граница с республикой Карелия.
14.00 ч./722 мили. г. Пудож,
Заправили
На выезде есть еще одна заправка более цивилизованная. ТНК. Город посмотрели проездом, заглянули в местный магазин, купили набор туриста - 2 банки тушенки и макарон, и поехали дальше - 14.20 ч./728 миль.
15 ч./749 миль. Деревня Авдеево, решили сделать остановку на обед на озере Купецком. Напротив автобусной остановки Октябрьская, свернули к озеру, в сторону соснового леса. На въезде в лесу памятник неизвестному солдату. Пообедали. Дождь продолжается. Через 40 минут едем дальше.
16.10 ч. за поселком Римское свернули налево к Онежскому озеру. Место на берегу озера оказалось очень симпатичным, есть лавочки и стол для пикника, открытый берег, правда дул сильный ветер. Вдалеке стоят лодочные гаражи. Сходу в близлежащим лесу набрали грибов на ужин (лисичек, подосиновиков). Место понравилось. 16.50 решили ехать дальше.
17.30 ч./787 миль. Проезжаем село Пяльма. Указатель до Медвежегорска
18.20 ч./792 миль. В 2-х км. от реки Лукдожма повернули налево (съезд в лес), решили остановиться на ночлег в сосновом лесу, в
День шестой.
28 августа
Проснулись около 9 часов. От нашей стоянки к Онежскому озеру ведет тропинка (около
10.20 ч./797 миль. Выезжаем на Медвежегорск. Минут через 30 проезжаем поселок Гобсельга. Прямая трасса тянется вдоль поселка, по сторонам трассы - кусты, в которых притаились гаишники с радаром. Со своими 95 км\ч. мы были далеко не первыми. За превышение скорости на этом участке останавливалась практически каждая машина.
11.11 ч./
Небольшое отступление про Беломоро-Балтийский канал. Именно благодаря ему, Повенец стал крупным озеро-речным портом (хотя на сегодняшний день город выглядит удручающе). Решение о строительстве канала было принято 18 февраля 1931 года Советом Труда и Обороны СССР. Сооружение грандиозное – более 100 сложнейших гидротехнических объектов, а построено при минимальных затратах: песок, камень, дерево + топоры, лопаты, кувалды. Канал строился силами более 100 тыс. заключенных, отбывавших срок в медвежьегорских лагерях. Длина этой водной дороги –
11.30 ч. /
11.50 ч. Едем дальше на север. Поворот на Пиндуши. Направо есть поворот, дорога на Сегежу, параллельная трассе М18. 30 км. грунтовой дороги заканчиваются выездом на трассу М18. Решили поехать по ней, чтобы срезать 10 км (и не заезжать в Медвежегорск). Дорога была сухая, но из-за многочисленных ям, скорость не более
13.50 ч. Отобедав едем дальше. Начался дождь. Через 20 минут выезжаем на трассу М18.
15.00 ч./
15.20 ч./
15.40 ч./
16.00 ч./
16.30 ч./
17.40 ч./ 969 миль. Село Пома при въезде набрали воды в колодце. От поселка до поворота в сторону Сумреки по карте
19.10 ч./994 миль. Справа небольшая табличка на дереве, поворот налево, указатель на Золотуху, это и есть дорога к Сумреке. Наша цель - встать на ночевку в районе Сумреки. А на следующий день встать на Сумозере, и постоять там несколько дней. Далее через Сумской Пасад добраться до Беломорска.
Повернув по указателю, мы стали искать поворот на Хижозеро (он обозначен на карте), но дорога должна была идти обязательно ниже озера. На карте эта дорога обозначена тропой. Данная местность сильно изрезана автомобильными, возможно даже когда-то железнодорожными, узкоколейными усами. Ориентирование представляет чрезвычайную сложность, т.к. усы находятся слишком близко друг от друга и могут менять направление на 1км., вплоть до обратного (на 180 градусов). Каждые 50-
21.20 ч./
Рядом, как в прочем и везде заброшенная вырубка. Дальше дорога становилась опять непроезжей и уходила в болото, мы решили остановиться, там, где уж оказались, на ночлег. Рядом стояли два разбитых заброшенных запорожца. Ниже поляна, с местом, оборудованным для костра. На подъезде к этому месту, метрах в 150, мы заметили избу, рядом стоял мотоцикл. Было уже темно, сильный ветер. Решили не беспокоить кого бы там не было, но на утро все же заглянуть и спросить, как из здешних мест выехать на Сумреку. На скорую руку приготовили ужин, поставили палатку. Засыпала с мыслями о бесчеловечности, т.к. место, где нам пришлось остановиться, было просто изуродовано, после того, как сюда когда-то ступил человек, чтобы рубить лес.
День седьмой.
29 августа
09.40 ч. Просыпаться и вылезать из палатки долго не хотелось, чтобы не видеть тот хаос, в котором мы уснули вчера. Да еще к тому же спальники у нас были слишком теплые и уютные. А на улице ветер и следы ночного дождя. Температура около +11С. На озере плавают две огромные утки, гогот которых разносится на всю округу. Согрели чаю, собираемся.
11.15 ч. Выезжаем в обратный путь. По пути заглянули в избу, которую заметили вечером. Стоявший рядом мотоцикл по виду не заводился уже лет 10 точно. Весь покрыт паутиной и ржавчиной. Изба оказалась пуста, внутри хорошая печь. От избы ведет дорожка к озеру, у берега привязана лодка.
Едем дальше. Через некоторое время нашу дорогу перебежали два волка, буквально в 8-
12.20 ч./
13.30 ч./
14.15 ч./
18.00 ч./
На пути в Беломорск на ТНК заправились: 60 литров.
20.20 ч./
Едем дальше в сторону пос. Сумской Посад, по дороге ищем место для ночлега. Уже темнеет, а подходящего съезда с дороги, так и нет. Справа в 50 м от дороги тянется железнодорожный путь.
21.20 ч./1204 миль. Не доезжая до Сумпосада км 8, сворачиваем направо, крутой каменистый съезд в лес на 30-
Решили выспаться и встать, как получиться.
День восьмой.
30 августа
13.00 ч./
Следующий населенный пункт деревня Лапино, расположена по берегам реки Сумы. Вдоль берегов стоят баньки, чуть поодаль, через дорогу деревенские домики. Тихое, симпатичное место. Местный народ вышагивает вдоль дороги с огромными ведрами, видимо за грибами, а может и ягодами, которых здесь кругом вдоволь. Едем дальше к озеру. По дороге еще раз останавливаемся, Игорь входит в азарт, в поисках рыбы. За 15 минут в тихом омуте наловил несколько окуней. На ужин будет уха.
15.30 ч. Нашли подходящее место для стоянки на Сумозере. С дороги съезд,
За время поиска, мы встретили только 1-2 грузовика. Основной поток туристов, видимо давно схлынул. Да и за два дня стоянки мы не встретили ни одной компании на озере, либо вокруг. Пока ставили палатку, выглянуло солнышко, стало веселее, хотя ветер не стихает, температура +12С.
17.40 ч. Решили осмотреть окрестности озера на лодке. Выпили в дорогу горячего чаю и поплыли.
20.40 ч. Доплыв до деревни Сумостров, вернулись в лагерь. Пасмурно, но пока плавали, видели необычайной красоты радугу. Готовим ужин. Ко сну нас провожает потрясающий закат.
День девятый.
31 августа
12.00 часов. Встали, ночью было очень холодно, поэтому я долго не хотела вылезать из палатки, все не могла согреться. Игорь нагрел воды, помылись у костра. Позавтракали. Дождя нет, но ветер пронизывающий, небо ясное. Решили объехать окрестность Сумозера на лодке. На первой остановке нашли несколько симпатичных полян, видно народ не так давно их покинул. Кругом сосны, много ягоды. Дальше подплыли еще к нескольким небольшим островам в центре озера, кругом тишина, попадаются грибы, много черники. Но с рыбалкой не очень везет, ничего не поймали. Доплыли до другой стороны Сумозера - деревни Ендогуба. На карте место обозначено, как заброшенная деревня. На самом же деле деревня живет. 70% домов разрушены и некоторые до основания, но в остальных домах, которые расположены у воды, все же чувствуется жизнь. Люди заготавливают сено, ухаживают за огородом. На берегу рыбацкие лодки. На обратном пути остановились еще у одного берега. Насобирали грибов к ужину и опять вдоволь наелись ягоды: брусники, черники. К вечеру ветер совсем стих, а озеро стало гладким. Вернулись мы около 7 часов. Провожаем небесной красоты закат и готовим грибной суп на ужин. Пока плавали, встретили лишь одну лодку и ту у деревни. Ощущение, что мы на озере совершенно одни.
День десятый.
1 сентября
9.00 ч. Встали. Позавтракав, решили сделать еще один кружок на лодке в другую часть озера, с целью – порыбачить. Но все же и в этот раз безрезультатно. Вернулись, собираемся в дорогу.
13.30 ч./
16.50 ч./
17.10 ч. Деревня Выгостров. Водопад Шойрукша. Место известно своей достопримечательностью – когда-то открытыми здесь петроглифами. С дороги висит указатель в сторону территории, где в начале прошлого века, одним студентом-этнографом были обнаружены рисунки на камнях, а впоследствии определены и места долговременных стоянок людей первобытной эпохи. Мы тоже решили не обойти эти места своим вниманием. С дороги от указателя ведет весьма петляющая тропинка. Идти нужно около 3-
18.30 ч. Едем дальше.
19.30 ч. /
19.50 ч. г. Кемь. Первые сохранившиеся в истории упоминания о поселениях на р. Кемь относятся к 14 веку. С середины 17 века Кемь была посадом Соловецкого монастыря, а со второй половины 18 века – одним из центров морского судоходства и судостроения. В 1930-е годы здесь находилось Управление Соловецких лагерей и Кемский пересыльный пункт, через который заключенных отправляли на Соловки.
На въезде в город заправка ТНК.
Проехали через весь город, к причалу. На причале одноименная гостиница «ПРИЧАЛ», с круглосуточной стоянкой и кафе. Четыре деревянных корпуса расположены практически на самом причале. Взяли номер на одну ночь и сразу купили билеты на утренний теплоход до Соловецких островов. Стоимость номера 1400 р., есть душ, горячая вода, телевизор (первые 30 мин. заворожено смотрела открытие проекта «Ледниковый период», на первом каналеJ - вот что называется вдали от цивилизации). В номере две комнаты, деревянная мебель. Сходили на ужин в местное кафе. Еда вполне съедобная, поужинали на 400 руб. Стоимость билетов на теплоход – 450 руб. на человека. Судно отходит в 8 утра. Навигационный сезон до Соловецких островов, как нам сказали, заканчивается в середине сентября (в 10-15 числах).
Одиннадцатый день.
2 сентября
7.00 утра. Встали. Собрали вещи, и пошли на теплоход. Предварительно оплатили суточную стоимость стоянки за а/м, оплата за остальные сутки - по приезду.
7.45 ч. Теплоход с громким названием «Василий Косяков». На причале человек 30, все торопятся погрузится на корабль, чтобы занять поудобнее места на ближайшее 3 часа. От шума скопившихся на причале людей медленно, едва просыпаясь, начинает вылизать на палубу сонная команда корабля. Наконец, все погрузились на корабль. Народ разный: одиночные туристы, компании русских паломников, компании иностранных туристов (финны, немцы). Кто-то, судя по багажу, на один день, прогуляться по достопримечательностям, иные на несколько дней. Мы вознамерились посмотреть интересующие нас места, дня за 3 и вернуться обратно. Отчаливаем в 8.00 ч.
10.30 ч. Прибываем на Соловецкие острова. Расстояние до Кеми –
Сойдя на берег, мы направились к монастырю, напротив которого расположено экскурсионно-информационное бюро (от Соловецкого государственного музея-заповедника), в гостинице Петербуржская. Большинство людей, из тех, кто ехал с нами на теплоходе, тоже первым делом направились в это же бюро. Ознакомившись с расценками местных гостиниц и предложением по экскурсиям, решили первым делом заселиться.
Свой выбор мы остановили на гостинице «Зеленая деревня». Находятся она в 10 мин. ходьбы от монастыря. В рекламном проспекте (мы пользовались путеводителем из серии «Вокруг Света») она была первая в списке, здесь обещались - полный набор услуг, комфорт и вид на Святое озеро. Что собственно мы и получили за 4200 руб. в сутки. Номера без вида на озеро стоят 3600 руб. Большой деревянный корпус гостиницы был практически пуст, или нам так показалось, кругом была почти мертвая тишина. Мы заказали баню на вечер (1000 руб.), привели себя в порядок и отправились гулять, осматривать поселок. По пути заглянули в местный общепит, кафе «Причал». Место очень популярное среди приезжих. Здесь мы встретили большую часть наших попутчиков с теплохода. Из персонала, всего две официантки носятся между столами, пытаясь успеть обслужить группы по 15-20 человек. Первое, второе, третье и соловецкая селедка на закуску – все обошлось нам в 470 руб. за двоих. Меню разнообразное, но все блюда сделаны на скорую руку, обычный общепит. Отобедав, двинулись дальше. Игорь переговорил с местным народом и предложил одному местному жителю, на Ниве, помочь нам осмотреть дальние уголки острова. Сначала мы доехали до горы Секирной,
В 1920-30 гг., когда на острове располагался лагерь особого назначения, монастырь, все церкви, скиты и прочие постройки были задействованы под нужды лагеря. Вознесенская церковь служила изолятором для больных заключенных. И те, кто здесь умирал, были похоронены тут же. Братские могилы на горе были обнаружены совсем недавно, и по сей день продолжается опознание этих людей. Место безмолвное, лишь недавно стало приводиться в порядок.
Дальше мы поехали в Савватиево (
Дальше мы посетили Макарьевскую пустынь или хутор Горка (
Место нам очень понравилось, хотя попали мы сюда только по настоянию сопровождавшего нас местного жителя. Погуляв по территории ботанического сада, мы отправились обратно в поселок. От массы впечатлений и трехчасовой тряски в Ниве – мы сразу заснули, как только вошли гостиничный номер. Проспав часа два, отправились изучать кухню местного ресторана при гостинице (как нам рассказали позже, готовит у них повар из Перу). Меню оказалось не многочисленным, а блюда достаточно дорогими. Перекусив, пошли в баню. С огромным удовольствием попарились, хотя баня была не из лучших, видимо новая и поэтому вся пропитана цементом. Уснули в 11-м часу.
Двенадцатый день.
3 сентября
С утра решили поискать более душевное место и переехать в другую гостиницу - «Приют», расположенную с другой стороны монастыря. По дороге заглянули в экскурсионное бюро, чтобы спланировать культурную программу на предстоящий день. Помимо нас в бюро оказалось еще несколько человек, видимо приехавших в тот же день с утра. В итоге собралось минимальное требуемое количество, чтобы запланировать экскурсию на остров Анзер, на следующий день (стоимость экскурсии 800 руб./ на чел.). А на сегодняшний день договорились пойти на экскурсию по монастырю (300 руб.). Добежали до «Приюта», успели только бросить вещи в номер и вернулись к началу экскурсии.
Экскурсия продолжалась 4,5 часа. Временами накрапывал дождик и оттого, видимо, было очень зябко, под конец экскурсии, я окончательно замерзла.
На сегодняшний день одна часть монастыря принадлежит Соловецкому государственному историко-архитектурному и природному музею-заповеднику (с
После экскурсии мы поужинали в уже упоминавшемся кафе «Причал». После купили Соловецкого хлеба и разной еды на следующий день, для экскурсии на Анзер. Продолжительность экскурсии 12 часов (почти весь день), это около
После вернулись в гостиницу. Заказали на следующий день завтрак и ужин. Надо сказать, что гостиница нас очень порадовала. Номер неожиданно уютный, с видом на монастырь. Обстановка домашняя, все сделано с душой: на окнах маленькие кактусы, стеганые одеяльца на кроватях, на столе маленький чайник, в котором удобно погреть воду, чтобы попить чаю перед сном, у кровати лежит томик библии, который как нельзя кстати, именно сейчас хочется открыть в размышлениях о вечном.
Гостиница состоит из двух корпусов, в одном удобства (туалет и душ) на этаже, в другом корпусе все удобства в номерах. Мы были в первом корпусе, но кроме нас на этаже никого не было, поэтому чувствовали себя абсолютно комфортно и независимо. На этаже расположено 5 номеров и все по-разному оформлены, основа декора – изделия народного творчества, рукоделия, вышивка, все сделано своими руками. Да, добавлю, что стоимость такого номера 1800 руб. (за 2-х местный номер) в сутки/ на этот период года. На территории гостиницы есть также сауна, 250 руб. в час. Намывшись, мы собрали вещи на завтрашний день и легли спать.
Тринадцатый день.
4 сентября
7.30 ч. Проснулись. В 8.15 идем на завтрак, т.к. в 9.00 ч. уже должны быть у экскурсионного бюро. Завтрак был вкусным и бодрящим. Идем к месту встречи. Компания у нас оказалась очень душевная и к концу экскурсии мы со всеми перезнакомились. От бюро, идем до причала Длинной Губы,
Из истории: остров Анзер стал привлекать внимание пустынножителей еще в начале 17 века. Первым и самым известным из анзеровских отшельников был Елеазар. Вскоре к нему присоединился инок Кирило. Молва о подвигах пустынножителей дошла до Москвы и вскоре стали поступать пожертвования от царского дома на строительство первой церкви на Анзере. По указу царя на острове надлежало жить братии из 12 человек и быть в послушании Соловецкого монастыря. Но со временем анзерский скит стал самостоятельным. На сегодняшний день остров тоже имеет самостоятельное от Соловецкого монастыря управление и полностью отдан во владение монахов на 49 лет. За последние годы самостоятельный приезд любопытствующих и интересующихся на остров запрещен, посещение Анзера возможно лишь с благословления монастыря (под благословлением подразумевается бумага, в которой написано, сколько человек в группе, кто сопровождает группу и время прибытия на остров, она передается охранникам при высадке на остров). Также попасть на остров возможно через паломническую службу, или через музей. С нами на катере до острова ехала большая группа паломников, человек 20-30, позже мы с ними несколько раз пересекались на острове. Наш экскурсовод рассказал, что в отличие от содержания нашей экскурсии, паломникам рассказывают в основном историю возникновения и явления чудес на острове, а также о житии святых. Мы же помимо истории и жизни развития острова узнали и о том, что здесь происходило в годы лагерей. На Анзер свозили тех заключенных, которые были смертельно больны. Здесь находился карантинный изолятор, на горе Голгофа, в Голгофо-Распятском скиту. В Троицком скиту, здесь же на острове находился женский изолятор, куда свозили всех беременных женщин.
Пока мы плыли на остров, небо распогодилось, и можно сказать, что с погодой нам практически повезло, за весь день был лишь небольшой кратковременный дождик. Хотя с моря дул пронизывающий ветер, поэтому мы грелись в трюме. На сам остров от катера переплавляемся на лодке, т.к. вокруг мели. В целом до острова мы плыли около 2-х часов. В следующий раз хорошо бы взять с собой теплые варежки, платок (хотя можно позаимствовать юбку у администрации музея) бинокль, чай в пакетиках, термос и теплый шарф. Нужны самые теплые и удобные, а также непромокаемые вещи.
Первая стоянка – Троицкий скит. По дороге к скиту много грибов и ягод, которые мы все дружно стали собирать. Скит находится в процессе реставрации и восстанавливается силами трех Грузинов, видимо наемных рабочих. Дальше мы посмотрели родник, расположенный в
На сегодняшний день, Голгофо-Распятский скит, а именно церковь Распятия находится на реставрации, поэтому она была закрыта. Тем не менее, мы все же поднялись на гору, с которой открывается прекрасный вид на остров.
На обратном пути Игорь собирал грибы, а я общалась с нашими попутчиками, очень интересной парой из Франции. Они хорошо разговаривают по-русски. Рассказали, как они вдвоем уже ездили на Байкал, Алтай, в Казань и пр. места. Работают второй год в Москве. На Соловецкие острова они приехали впервые, а за компанию с ними были родители девушки, приехавшие погостить к дочери с юга Франции.
18.30 ч. Погрузились на катер и плывем в обратный путь. Небо светло-голубое и выглянувшее солнце согревает теплыми лучами уставших туристов. Через два часа мы уже были опять в Долгой Губе, осталось
21.00 ч. Вернулись в гостиницу, поужинали и долго еще чаевничали у камина с нашими новыми знакомыми, четой французов и родителями девушки (которые говорили только на французском). Остались очень приятные и богатые впечатления от прошедшего дня. Перед сном Игорь почистил и засолил грибы, которые он набрал за время нашей экскурсии по Анзеру. Завтра решили с утра пособирать еще грибов в округе и отчалить в сторону Кеми.
Четырнадцатый день.
5 сентября
8 часов утра. Проснулись, попили чаю и отправились к ближайшему лесу, рядом с гостиницей. Нам рассказали, что этот год выдался на Соловках особенно грибным, так что грибов можно набрать в округе деревни. Отойдя метров 60 в сторону берега, мы и начали собирать. Через два часа насобирали около 4 кг. Вернулись в гостиницу.
12 ч. Сдали номер. В этот день у нас была запланирована еще экскурсия на Заяцкий остров, но в последний момент, перед уходом мы разговорились с хозяйкой гостиницы, очень приятной женщиной и опоздали на экскурсию (на 6 минут!). Корабль на Заяцкий ушел. Мы отправились на лодочную станцию, по дороге (станция находится в 2 км от поселка) насобирали еще грибов. Погода выдалась замечательная, небо облачное, солнце и мы остались очень довольны лодочной прогулкой. На острове 72 озера соединены сложной системой каналов, для того чтобы к Соловецкоу монастырю был постоянный приток воды. Эта система была разработана игуменом Филиппом Колычевым, еще в 16 в. и строилась руками монахов и послушников. Озера разной величины, и плавая по каналам самостоятельно можно даже заплутать.
Закончив прогулку по озерам, мы вернулись в гостиницу, забрали вещи и пошли на уже знакомый нам Теплоход «Василий Косяков», который отплывает в 17 ч.
Доплыв до Кеми (всю дорогу мы спали), мы забрали машину со стоянки и поехали к мурманской трассе, чтобы найти вдоль дороги съезд к реке или озеру и расположиться для ночевки.
21.00 ч. 1389 миль. Поворот на трассу М18. Есть указатель до г. Петрозаводска – 387 км. По дороге заправились на ТНК, 36 литров.
22.12 ч. 1437 миль. Решили устроить ночевку у реки Летней, за деревней Летнереченская. Дорога вдоль реки (съезд налево, он обозначен на карте) оказалась не самой хорошей, проезжей, но вдоль дороги растут огромные кусты, через которые приходится буквально пробираться. Отъехали 200 метров от трассы, свернули в лес, берега реки не видно. Поужинали и легли спать.
Пятнадцатый день.
6 сентября
10.00 ч. Встали, попили чаю и отправились в сторону Сегежи. Возвращаемся домой. Обратный путь наметили проехать через Ленинградскую область, а не Вологодскую, как добирались сюда. В Сегеже, когда мы проезжали ее первый раз, на въезде в поселок продавалась брусника по 15 руб. – кг. На трассе ведро - 5 кг брусники стоит 250 руб.
13 ч./ 1558 миль. Въезжаем в Кондопожский район. Дорога стала заметно лучше, ровный асфальт.
14 ч./ 1601 миля. После дер. Солоха свернули налево (есть указатель) на водопад Кивач. Самый известный водопад Карелии. Водопад находится в центре заповедника "Кивач" в 60 км. от Петрозаводска. К нему ведет красивая лесная дорога, по которой (как сказано в брошюре, нам дали ее при въезде на территорию администрации заповедника) ежегодно прибывает до 30-40 тыс. туристов. Еще узнали, что водопад Кивач - второй по величине, после Рейнского, равнинный водопад Европы. Высота падения воды составляет 10,7 м.
Въезд на территорию платный, 30 руб. за чел. Людей вокруг было немного, поэтому мы быстро запечатлели прекрасный вид на водопад и направились дальше в сторону Петрозаводска.
15.30 ч./ 1645 миль. Поворот в сторону г. Петрозаводска. Едем в город. Из истории известно, что основан в 1703 г., как и Санкт-Петербург. По указу Петра I, в этом году был заложен металлургический завод, вокруг которого постепенно вырос город.
Появилась идея, посмотреть Кижи, если еще не закрыт сезон навигации, едем на морской вокзал. В городе не работают несколько светофоров, поэтому много пробок. На вокзале узнали, что ежедневные кометы до Кижей отменены с 01.09. Но еще предлагается экскурсионный тур на Кижи, стоимость билета до Кижей 490 руб. на чел., + стоимость экскурсии 200 руб. Поездку решили отложить на следующий раз, к тому же погода ухудшилась, стало моросить, t +13 С.
В целом Петрозаводск мне понравился, симпатичный город, с прекрасной набережной на берегу Онежского озера. Много гостинец, развитая инфраструктура. На выезде из города по Шуйскому шоссе, заправились на ЭКОТЕК.
Заправили: 51 литр.
В районе Святоозера, точнее за озером свернули направо (поворот на Вошинскую пристань) в поисках места для ночевки. В путеводителе указано, что вокруг озера расположены старые, заброшенные деревни, в которых сохранились старинные избы и часовни, так называемое «Святозерское ожерелье».
Берега вдоль озера заболочены и достаточно заселены, поэтому, не доехав до «Святозерского ожерелья» мы решили вернуться ближе к трассе и остановиться просто в сосновом лесу, на берегу озера. Идет дождь и сильный ветер. Поставили палатку, поужинали и легли спать.
Шестнадцатый день.
7 сентября
8 часов утра, встали. Нагрели воды, помылись, позавтракали.
9.30 ч. Выезжаем от Святоозера в сторону г. Олонеца. Погода пасмурная, продолжает моросить. Хотя температура в этих местах уже теплее на 2-3 градуса.
10.20 ч./ 1755 миль. Заехали в город Олонец (Приладожье), расположен в 153 км., от Петрозаводска. Один из первых и древнейших городов Карелии. Первое письменное упоминание об Олонце относится к 1137 году. В городе более 60% населения составляют карелы, которые принадлежат к уральско-юкагирской семье народов, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижорцы и водь.
Пока мы добирались до города, который очень хотели осмотреть, начался ливень, поэтому мы решили даже не останавливаться, а посмотреть на жизнь города из окна машины.
10.40 ч. Едем дальше, задача на сегодняшний день, добраться до Питера, к обеду, а дальше ехать в сторону дома в Москву.
11.10 ч. / 1792 мили. Река Свирь. Лодейное поле (в дословном переводе "место, где строят суда"), поселок кораблестроителей при основанной здесь в 1702 г. по указу Петра I Олонецкой судостроительной верфи, которая просуществовала здесь до 1830 г. Во второй половине 19 в. поселок стал центром торговли лесом на Свири, а в начале 20 в. Лодейное Поле - место политической ссылки. Есть указатель до Санкт-Петербурга 237 км.
Решили заправиться на АЗС СургутНефтегаз. 30 литров.
14.00 ч./ 1928 миль. г. Санкт-Петербург. При подъезде в город, созвонились с мамой, договорились заехать пообедать и, не задерживаясь ехать дальше в Москву.
17.30 ч./ 1946 миль. Выезжаем в Москву. На трассе заправляемся СургутНефтегаз. 52 литра.
02.00 ч./ 2330 миль. Клин. Дача. Ура, мы вернулись!
наши итоги
(вместо заключения)
-машина Toyota Highlander, 2002 г, приехала только из Америки с пробегом по России (Котка -Москва), двигатель 2.4 L, 4 WD.
-16 дней в пути
-пройденное расстояние 2330 мили / 3749,6 км.
-количество израсходованного бензина 480 литров
-совокупная стоимость бензина 9054 руб.
- средняя стоимость бензина 18,8 руб.
-авто поломки за время пути: лампочка ближнего света (в тех краях, где мы были найти ее была большая проблема, нужно брать заранее). Купили лампочку только на обратном пути около Твери.
-самая северная точка нашего авто-путешествия остров Анзер, Соловецкого архипелага находится на 65 параллели (65° 1' 22'' северной широты) между 35 и 36 меридианами (35° 44' 35'' восточной долготы). Примерно 165 км южнее условной линии Полярного круга.
-из путешествия мы привезли 4 кг брусники, 6 кг засоленных Соловецких грибов и массу впечатлений..
Карелия прекрасна, смотрите наш фотоотчет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий